cob_alt (cob_alt) wrote,
cob_alt
cob_alt

  • Music:

Свободная импровизация - искусство или музыкотерапия на публике?

Автор этих строк имеет 15-ти летний стаж проведения мастерскх импровизации в разных рамках и для разных контингентов слушателей и участников: для студентов в Академии музыки и колледжа, для аматеров и просто интересующихся – в рамках публичных лекций в муз. центре, для учащихся в муз.школах и училищах.
Большая часть этих уоркшопов посвящена джазовой импровизации- что включает также блюз, ритм энд блюз, кантри(автор был из пионеров исполнения этого жанра на ф-но в Союзе ), даже попсу . Меньшая часть посвящалась свободной и спонтанной импровизации.Практика показывает, что это работает быстрее всего с детьми.
Опыт концертного исполнения свободной импровизации у автора начался уже в 60-х годах. Тогда не было никаких сомнений и раздумий : все было совершенно спонтанно, радостно, раскрепощенно(как это ни звучит странно для того времени) – и бездумно; только контрабасист ансамбля кричал на репетициях : «Дайте ноты того что играем, а то иду домой!» .
Сомнения начали появляться вместе с разговорами , что «джаз(в первую очередь бибоп) выродился, умер и превратился в музейное клише,которым пользуются вновь и вновь молодые музыканты» - с одной стороны. С другой стороны появились отпочкования , именуемые импров, неидиоматическая импровизация ,полистилистическая импровизация и т.д. 
Помимо этого , некоторые джазовые музыканты в прошлом пришли даже к полному отрицанию ценности какой бы то ни было муз. импровизации – и для искусства, и для процесса обучения.
И сверх всего этого возник сравнительно новый вид психoтерапии – арт терапия; где свободная импровизация на тех ил иных муз. инструментах занимает важное место.
Постепенно стал возникать фундаментальный вопрос : является ли несомненная польза и ценность процесса свободной импровизации залогом того, что и его результат будет иметь ценность, в первую очередь художественную?


Создание и исполнение музыки имеет 2 главные цели: самовыражение и интерактивный контакт с другими. Однако в категории «других» находятся не только исполнители, но и слушатели, являющиеся свидетелями художественного (как они надеятся) акта воссоздания музыки, которая говорит что- то и им тоже. 
«Говорит им »- то есть слушатель опознает элементы музыки ( спонтанно усвоенные муз. схемы по Брайнину) знакомые ему из собственного музыкального опыта.Этими элементами могут быть форма, ритм,мелодия, интонация или гармония.Если ему полностью знакомы все элементы – слушатель скучает; если ничего не знакомо – тоже скучает, ему не за что ухватиться.
Если соотнести свободную спонтанную «неидиоматическую» импровизацию с джазом, то можно сказать , что для рядового любителя муз.импровизаций даже непростой бибоп содержит больше опознавательных «подпорок» для не слишком искушенного слуха: классическое построение в 32 или 12 тактов, ясные ритмические обороты,»терпимая» диссонантность гармоний и мелодий, предписанная традициями жанра (которые как бы изжили себя), снованная на логичности соотношений напряженности и разрешения.
Возможность предсказать часть элементов импровизации у слушателя создает условия для восприятия и непредсказуемого; и тут даже могут пройти не слишком блестящие импровизации.
Другими словами: художественная ценность результата соединения посредственной мелодии и к ней приписанного великим Бахом контрапункта , несомненно возрастает по сравнению с самой голенькой мелодией.Так работают «подпорки»; на этом принципе строилось все изучение контрапунктического письма.
Однако спонтанная импровизация имеет еще один ракурс, который надо принимать в виду: сценарий, тайминг. Концертный слушатель не приходит, чтобы услышать удачный спонтанный «выход» солиста, продолжительностью в минуту; он хочет услышать произведение. Для спонтанной импровизации это означает оправданный процесс во времени , а не склейки спонтанных кусков в тех же временных рамках.
Если вернуться к музыкотерапии , то терапевтическую ценность процесса импровизации в ее рамках нельзя переоценить – даже и для любого нормального человека, не являющегося музыкантом. Результаты этой терапии многогранны : усиление уверенности в себе, создания мостов с трудноконтатируемыми для вывода из самоизоляции,воспитание умения слушать и интерактивности с другими , и т.п. 
Однако, вряд ли результат такой терапии можно отнести к художественному акту искусства; максимум результат самовыражения через звуки, не произведения.
Кто может поручиться, что слушая следующий концерт свободной импровизации, вы не будете присутствовать на публичном акте сценической арт терапии исполнителей, не включающего публику?
Или: имеет ли художественную ценность результат процесса, имеющего психологическую ценность?
Tags: Джаз Jazz Импровизация свободная импрови
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments